OpenAI хочет стать лидером рынка моделей для кодинга. Чего ей не хватает?
21 мая, 2025 г.

OpenAI представила новое семейство моделей «4.1». Этим компания показала, что рассчитывает стать абсолютным лидером на рынке моделей для кодинга, далеко оттеснив Google и Anthropic, уверен Кирилл Петров, сооснователь Just AI.

OpenAI в апреле запустила новое семейство моделей под названием GPT-4.1. Да, «4.1» — как будто «ассортимент» моделей компании и так недостаточно запутан. Есть GPT-4.1, GPT-4.1 mini и GPT-4.1 nano, все из которых OpenAI называет «превосходными» в кодировании и следовании инструкциям.
GPT-4.1: чем интересно новое семейство моделей
Размер контекстного окна флагманской модели вырос до 1 млн токенов, значительно превысив 128 тыс. токенов у предшественницы. Это означает, что она может воспринимать примерно 750 тыс. слов за один раз. Это больше, чем содержит роман «Война и мир». Размер ответа модели также расширился — 32 тыс. токенов против 16 тыс. у предыдущих — теперь она может писать более длинные связные тексты или код.
В OpenAI отметили, что GPT-4.1 сохраняет качество обработки информации на протяжении всего взаимодействия, даже при работе с большими объемами данных. Однако у этого преимущества есть и обратная сторона. Чем больше данных потребляет модель, тем выше вероятность галлюцинаций, ведь нейросеть, как и человек, может путаться в процессе обработки большого объема информации.
Кстати, в OpenAI уже заявили, что новые модели галлюцинируют чаще предыдущих. Правда, речь шла о моделях o3 и o4 mini. Но, вероятно, проблема сохранилась и в новом семействе моделей. Причина увеличения количества галлюцинаций пока не установлена. Как пояснили в OpenAI, «необходимы дополнительные исследования», чтобы объяснить, почему галлюцинации усиливаются по мере развития способностей к рассуждению.
OpenAI хочет занять лидирующие позиции на рынке моделей для кодинга
Своим релизом Open AI посылает рынку два сигнала.
Во-первых, она постепенно смещает фокус с универсальных моделей в сторону более специализированных и будет предлагать более экономичные решения, которые позволят пользователям платить только за те ресурсы, которые им действительно нужны.
На это указывают и анонсы, сделанные компанией в последнее время. Так, Сэм Альтман, соучредитель OpenAI, объявил, что ChatGPT получит обновление памяти, что позволит ему лучше запоминать информацию и возвращаться к предыдущим разговорам. Альтман также сказал, что OpenAI планирует летом выпустить модель с открытым весом, которую разработчики смогут бесплатно загружать и изменять. Модели с открытым весом уже популярны среди исследователей, разработчиков и стартапов, потому что их можно адаптировать для разных целей и они часто дешевле в использовании.
Такая смена фокуса определенно интересна представителям крупного бизнеса, которые хотят адаптировать LLM под свои специфические потребности, значительно снижая затраты на вычислительные ресурсы. По словам представителей OpenAI, в новых моделях пользователи уже платят за один запрос на 80% меньше, чем в предыдущих.
Во-вторых, на фоне восходящего технологического тренда — создания автономных агентов ИИ — OpenAI стремится стать серьезным игроком на рынке моделей для кодинга. Компания позиционирует новые модели как инструменты для разработчиков, создающих приложения и сервисы. Именно поэтому она направила значительную часть усилий на повышение производительности и точности моделей в специфических задачах программирования. Модели из нового семейства недоступны через интерфейс ChatGPT — только через API для удобной интеграции модели в продукты.
Кто конкуренты
В настоящий момент рынок генеративного ИИ находится в активной фазе развития, где доминируют несколько игроков: OpenAI (o3, о4-mini), Google (Gemini) и Anthropic (Claude 3,5 Sonnet).
OpenAI, безусловно, лидирует по узнаваемости и широте применения, однако конкуренты не дремлют, предлагая альтернативные решения с уникальными преимуществами.
Google активно интегрирует Gemini в свои продукты и сервисы, чем обеспечивает широкое распространение своих LLM. Семейство моделей Gemini отличается высокой производительностью в задачах, связанных с пониманием естественного языка, генерацией текста, а также обладает впечатляющими возможностями в области рассуждений и логики.
Модель Claude компании Anthropic известна своей способностью генерировать более безопасные и надежные ответы, избегая предвзятости и вредоносного контента, и Anthropic позиционирует Claude как идеальное решение для компаний, которые особенно заботятся о безопасности и этике ИИ. Распространение Claude пока не такое широкое, как у OpenAI и Google, но компания активно наращивает партнерства и расширяет доступность своих моделей.
OpenAI необходимо показать, что она может построить устойчивый и прибыльный бизнес, продавая доступ к своим LLM-моделям другим компаниям. Тогда она закрепит себя как лидера. Полагаю, шансы есть. В феврале Брэд Лайткеп, операционный директор OpenAI, сказал CNBC, что у компании более 400 млн активных пользователей еженедельно — на 30% больше, чем в декабре 2024 года. GPT-4.1, ориентированная на кодинг, позволяет OpenAI монетизировать эту базу, предлагая специализированные решения, востребованные разработчиками, компаниями, занимающимися разработкой ПО, и другими организациями, нуждающимися в автоматизации процессов кодинга.
Автор: Кирилл Петров, сооснователь Just AI
Источник: OpenAI выпустила семейство моделей для кодинга. Это сигнал для рынка : РБК