Антихаризма: какие ошибки в общении и поведении отталкивают собеседника
25 Ноя, 2025 г.
Харизма — это феномен, который привлекает, будоражит и при этом раздражает. А раздражает он потому, что часто говорят о прелестях харизмы, о том, как люди с ней влияют на окружающих, но при этом совершенно непонятно, харизма — это врожденный дар или все-таки инструмент, которым вполне можно овладеть.
Эффект доктора Фокса: как харизма делает нас лучше в глазах окружающих
В 1970 году в медицинской школе Калифорнийского университета был проведен один эксперимент. Профессиональный актер, который представился доктором Фоксом, выступил с докладом перед группой студентов. Несмотря на то что в речи артиста были явные несоответствия, аудитория была в восторге.
После этого выступления молодые ученые признавались, что им очень понравился этот обаятельный доктор. Они были уверены, что перед ними эксперт. Все дело в его уверенной подаче: тембре голоса, грамотно расставленных паузах и экспрессивной жестикуляции.
«Эффект доктора Фокса» доказывает, что люди просто обожают харизматичных спикеров. Настолько, что иногда даже готовы закрыть глаза на несоответствия или отсутствие конкретики в их речи. Это говорит нам о том, что харизматичное поведение помогает влиять на окружающих.
Под харизмой часто ошибочно понимают экспрессивную жестикуляцию, очень громкий голос или просто яркую внешность. Но представьте, что Филипп Киркоров внезапно оказался среди сотрудников IT-компании. Конечно, своим внешним видом и поведением он привлечет к себе внимание. Но такое ли внимание нужно, если вы сотрудник компании? Вряд ли.
Так что такое харизма в бизнес-среде и как ее можно развить? Патрик Кинг в книге «Мощная харизма. Как нравиться, очаровывать, уметь себя подать и добиваться успеха у людей» дает такое определение: «Харизма — это набор различных типов поведения и отношения к окружающим, транслирующих им определенный и весьма привлекательный мысленный настрой».
То есть в харизме есть три элемента: поведение, отношение к окружающим и мысленный настрой. Концепции разных исследователей в той или иной мере сводятся к этим трем составляющим. Разберемся с каждым элементом отдельно.
Поведение
1. Уверенность. Часто ей мешает «синдром самозванца». Человеку кажется, что он недостаточно компетентен, образован, опытен. А все успехи он приписывает лишь удаче.
Поможет практика фиксации достижений. Вспомните три своих достижения в жизни. Возможно, сразу начнется внутреннее сопротивление и вы скажете, что у вас обычная жизнь и никаких достижений нет. Но поверьте, какие-то точно есть. Может быть, вам удалось переехать в другой город, ваша команда в школе выиграла чемпионат, вы женились на девушке, за которой долго ухаживали.
Затем пропишите три достижения за последний год, месяц, неделю и даже день. Даже небольшие достижения вроде невыпитой лишней чашки кофе могут дать опору и веру в свои силы.
2. Голос. Существует мнение, что у харизматичных людей должен быть громкий и низкий голос. Вспомните харизматичного актера Дмитрия Нагиева. Вне ролей он говорит не очень громко. Яркий оратор Эдвард Радзинский любит говорить на высоких нотах, но его тоже называют харизматичным.
Дело не в силе звука или низких частотах, дело в выразительности. Голос должен выражать смыслы, эмоции, отношение к собеседнику или к теме общения. Но это бывает трудно. Мешает отсутствие гибкости голоса и страх себя проявить.
Поэтому важно заниматься не только техникой речи, но и тем, что снимает барьеры в проявлении. Это могут быть занятия вокалом, практика аутентичного движения или йога голоса. То есть практики, которые приучают прислушиваться к своим ощущениям, эмоциям и проявлять их в голосе или в движении.
3. Тип поведения. Патрик Кинг в определении харизмы говорит о разных типах поведения. А как придумать эти типы или где их взять?
Попробуйте практику «Харизма под задачу». Перед важным разговором или выступлением подумайте — кто из известных вам харизматичных людей лучше всего справился бы с этой коммуникацией. Возможно, это какой-то политик, актер, киногерой или даже ваш сосед. Вообразите, как бы этот человек себя повел в этой ситуации.
Порепетируйте дома, походите в этом образе по улице. Вы не станете копией этого человека, но вы возьмете нужные его черты и адаптируете под себя. Этого будет достаточно.
Отношение к окружающим
1. Теплота. Есть старый анекдот. «В 20 лет тебя заботит, что о тебе думают. В 40 лет тебя не заботит, что о тебе думают. В 60 лет ты понимаешь, что никто вообще о тебе не думает». Действительно, людям свойственно думать только о себе.
Оливия Фокс Кабейн в своей уже классической книге о харизме отмечает важность такого проявления, как теплота. Это качество связано с доброжелательностью в общении и эмпатичностью.
Первый шаг к теплоте — это более пристальный фокус внимания на другом человеке. К сожалению, это встречается редко. Например, далеко не все могут назвать даже цвет глаз коллеги, хотя проводят с ним по восемь часов в день.
В коммуникации попробуйте рассмотреть внимательно собеседника — цвет глаз, прическу, элементы одежды. По обнаруженным деталям вы можете задать ему вопросы. Человек всегда с радостью рассказывает о себе. В целом последите за своим стилем общения — вы больше говорите сами или задаете вопросы и слушаете?
2. Проявления теплоты. В этом нам помогут подходы специалистов по нетворкингу. Запоминайте (или записывайте) информацию о людях, чтобы потом ее использовать в разговоре с ними. Например, хобби, образование детей, место работы жены, любимое место для отпуска и т.д. Это может быть личная или профессиональная информация.
Станьте источником интересной информации. Например, если вы знаете, что человек интересуется музыкой, а вам попалось интервью с его любимым музыкантом, то перешлите ему ссылку.
И, конечно, запоминайте и обращайтесь к другим людям по именам или по имени-отчеству. Это важный шаг к переходу от формального общения к более теплому.
3. Когнитивная децентрация (способность человека понять и принять точку зрения другого человека, посмотреть на ситуацию его глазами). Читая предыдущие два пункта, вы можете подумать, что не готовы проявлять теплоту, ведь «вокруг одни злыдни и недоумки». Такие негативные ярлыки мешают дружелюбному отношению к другим людям и харизматичному поведению.
Возьмите на вооружение принцип из психологии, когда за поведением любого человека стоит позитивное намерение. Когда люди совершают любой поступок, они реализуют какую-то свою потребность. С их точки зрения поведение абсолютно правильное. Хотя поступок может восприниматься окружающими как негативный.
Вам будет проще установить контакт с людьми, если посмотрите на ситуацию их глазами. То есть сместите центр восприятия с себя на партнера.
Вспомните человека, который вас раздражает. Подумайте, почему он так себя ведет. Возможно, ему не хватает внимания или он хочет продвигаться по карьерной лестнице. Размышляйте об этом без негативной оценки, просто как о сухом факте. Вы удивитесь, когда поймете, что вокруг не монстры, а люди со своими задачами и потребностями. С такой когнитивной децентрацией вам будет проще проявлять теплоту.
Мысленный настрой
1. Говорите об интересном для других. Часто люди говорят только о себе или на важные для себя темы. А ведь собеседники тоже хотят что-то рассказать о себе или получить из общения что-то для себя интересное. Чтобы понять, какая информация будет вашим визави полезна, придется с ними пообщаться и запомнить — чем они интересуются, что для них важно.
Расширяйте свой кругозор и в рабочих вопросах, и вне их. Так у вас в арсенале всегда будет что-то новенькое. Слушайте подкасты, посещайте выставки, вступайте в тематические клубы. Советы банальные, но иначе быть источником новой информации не получится.
2. Станьте рассказчиком. На мастер-классах по ментальной гибкости я прошу участников рассказать о своем утре. Рассказы часто ограничиваются перечислением действий — встал, умылся, позавтракал, оделся, поехал. Такой подход мешает стать харизматичным человеком, который эмоционально влияет на окружающих.
Добавляйте в свою речь больше эмоциональных деталей. Например, вместо «Я встал с постели» скажите: «Я долго пытался встать, так сложно было вылезать из-под теплого одеяла в утреннюю прохладу». У слушателей должны возникать образы и ощущения.
Кстати, этот же принцип работает и в бизнес-презентациях. Добавьте несколько фактов с деталями о том, как сотрудники вашей компании работали над продуктом или как себя вели участники фокус-группы. Последите, часто ли в речи вы используете описание зрительных впечатлений, звуков, тактильных ощущений, запахов, вкусов, описываете ли эмоции.
3. Юмор. Нам симпатичны люди с чувством юмора. Правда, некоторые ошибочно понимают чувство юмора как бесконечное рассказывание анекдотов и рассылка мемов.
Основа любой шутки — парадокс, то есть что-то неожиданное. Вспомните старый анекдот «Она поехала за ним в Сибирь…». Ожидается дальше рассказ, например, о самопожертвовании. Но продолжение парадоксальное «…и испортила ему всю каторгу».
Чувство юмора — это умение замечать парадоксальное. Кажется, что это дар свыше. Но во многом это навык, которому можно обучиться в школе стендапа или импровизации.
Есть много теорий харизмы и разных практик для ее развития. Важно понять, что харизма — это прагматичный инструмент, которым можно овладеть. Для этого необходимо проработать три элемента в коммуникации — свое поведение, отношение к окружающим и мысли, которые вы транслируете.
Источник: Антихаризма: какие ошибки в общении и поведении отталкивают собеседника
Автор: Федор Баландин, руководитель направления «Публичные выступления» в компании Business Speech, бизнес-тренер