Выпуск №43

Декабрь, 2025 г.

Страх ошибки мешает расти. Как его преодолеть

Опубликовано:
25 Ноя, 2025 г.

Страх ошибки формируется у нас еще в детстве. Если ребенок постоянно слышит от родителей фразы в духе «Ты всегда все портишь!» или «Тебе надо быть идеальным», то и во взрослой жизни он будет думать: «Не рискуй, иначе снова будет стыдно, тебя отвергнут». Страх наказания за ошибку саботирует смелость и креативность. Он не дает проявить себя. Легче сделать «как надо», чем «как хочется» или «как могло бы быть инновационно».

Наш мозг, эволюционно ориентированный на выживание, воспринимает ошибку как потенциальную угрозу. При столкновении с неопределенностью или возможной неудачей активируются те же зоны, что и при физической опасности. Новые идеи вызывают у нас реакцию «замереть» или «бежать». Выделяются гормоны стресса, сознание сужается.

К счастью, наш мозг пластичен. Мы можем переучиться, если сознательно начнем воспринимать ошибку не как конец света, а как ценную информацию.

Как натренировать смелость

Ответ кроется в концепциях, которые давно освоили стартапы.

1. «Быстрее ошибаешься, быстрее учишься». Вместо того чтобы годами доводить идею до идеала и бояться ее показать, попробуйте создать «прототип» — нечто простое, не до конца совершенное, но уже рабочее.

Выпустите его в мир, соберите обратную связь, учтите ошибки и только потом дорабатывайте. Это снижает цену ошибки, ведь гораздо проще выпустить не готовый «шедевр», а «черновик», который заведомо требует доработки.

Пример. Сергей, владелец стартапа в сфере IT, постоянно откладывал выпуск новых продуктов на рынок, стремясь довести все до идеала. Отсутствие гарантии успеха вызывало у него панику. Результат — потеря времени и упущенные возможности.

В ходе работы с психотерапевтом выяснилось, что в детстве любая его ошибка (от невыученного урока до разбитой любимой вазы) сопровождалась не просто порицанием, а жестким осуждением. Родители эмоционально отстранялись от него, вызывая у ребенка реакцию «я плохой/недостойный».

2. Практики «малых рисков». Начните с малого: заговорите с незнакомцем, исследуйте новый маршрут на работу, предложите на совещании ту идею, которую обычно держите при себе. Каждый такой «малый риск» — это тренировка для вашей «мышцы смелости».

Мозг получает новый опыт: «Я попробовал, и ничего страшного не произошло». Постепенно ваша зона комфорта начнет расширяться.

Кейс из практики: Успешный программист годами не подавал заявку на руководящую должность, хотя по компетенциям превосходил многих коллег. Он боялся не справиться и упасть в грязь лицом перед начальством — прямое последствие воспитания строгого отца.

Спустя несколько месяцев работы с психотерапевтом он осознал свои «родительские интроекты» и не только подал заявку, но и получил должность, начал пробовать новые подходы, не боясь ошибиться. Он понял, что реальность не равна его детским страхам.

Как победить свой страх ошибки

1. Рефрейминг ошибок: от провала к информации

Вместо того чтобы воспринимать ошибку как личное поражение или подтверждение своей некомпетентности («Я провалился», «Я недостаточно хорош»), научитесь смотреть на нее как на ценный источник данных. Это фундаментальный сдвиг в мышлении.

Техника «Три вопроса после ошибки». После любой неудачи спросите себя:

  • «Что я узнал/а из этой ситуации?»; «Какие факты, новые знания, данные я получил/а?»;
  • «Что я могу сделать по-другому в следующий раз?»; «Какие конкретные шаги можно изменить?»;
  • «Как этот опыт поможет мне стать лучше/сильнее/умнее?»; «Какая в этом ценность для моего роста?».

Этот подход переводит фокус с самобичевания на анализ и развитие.

«Дневник уроков». Заведите привычку записывать свои ошибки и провалы не как список неудач, а как список полученных уроков. Описывайте ситуацию, свои эмоции, а затем — выводы и планы на будущее. Регулярный просмотр такого дневника покажет, как много вы уже освоили.

2. Работа с ограничивающими убеждениями

Ограничивающие убеждения — это те самые «родительские интроекты» и выученные установки, которые формируют внутреннего цензора. Они часто звучат как «у меня никогда не получится», «я не справлюсь», «нужно быть идеальным», «риск — это опасно». Сюда добавляем предложение, что с ограничивающими убеждениями можно работать двумя методами, и о них ниже.

Техники когнитивно-поведенческой терапии

Первый шаг — осознать, какие именно убеждения стоят за вашим страхом. Задайте себе вопросы: «Чего я боюсь, когда не рискую?», «Что самое страшное произойдет, если я ошибусь?». Запишите эти мысли.

Затем подвергните свои убеждения сомнению:

  • есть ли доказательства, что это убеждение всегда верно;
  • в каких ситуациях оно не работало;
  • какие есть альтернативные объяснения;
  • каковы последствия веры в это убеждение;
  • каковы преимущества отказа от него? Например, если убеждение «Я всегда все порчу», спросите себя: «Действительно ли всегда? А когда у меня что-то получалось хорошо?» Это помогает увидеть нереалистичность категоричных убеждений.

Теперь сформулируйте новое, более реалистичное и поддерживающее убеждение. К примеру, вместо «Я боюсь ошибок» — «Ошибки — это возможность для роста». Вместо «Нужно быть идеальным» — «Достаточно быть достаточно хорошим и учиться».

Психоаналитический подход

  • Осознание детских интроектов (убеждение или установка, которые человек перенял от других): через работу с психотерапевтом можно исследовать, откуда пришли эти установки. Вспомните ситуации из детства, когда ошибки сопровождались сильными негативными эмоциями со стороны значимых взрослых. Как реагировали родители, учителя? Какие фразы они использовали? Это позволяет понять, что страх ошибки — это не «внутренний голос», а «голос из прошлого».
  • Разделение прошлого и настоящего: понять, что угрозы детства (эмоциональное отстранение, наказание) не равны угрозам взрослой жизни. Сегодня вы взрослый человек, который может сам себя поддержать, оценить ситуацию, и последствия ошибки, скорее всего, не будут такими катастрофичными, как в детстве. Цель — переписать внутренний сценарий, дать себе внутреннее разрешение на ошибку.
  • «Внутренний родитель»: развитие внутреннего «поддерживающего родителя», который вместо критики будет предлагать поддержку и понимание, когда вы ошибаетесь. Это процесс формирования более здоровых внутренних отношений с самим собой.

3. Развитие самосострадания

Это очень важный компонент для преодоления страха ошибки. Вместо самокритики, когда что-то идет не так, научитесь относиться к себе с добротой и пониманием, как к другу.

  • Техника «Друг в беде». Представьте, что ваш близкий друг совершил такую же ошибку. Что бы вы ему сказали? Наверняка вы бы поддержали, предложили помощь, напомнили о его сильных сторонах. Почему вы не можете так же отнестись к себе? Практикуйте этот внутренний диалог.
  • Осознанная практика. Когда вы совершаете ошибку, почувствуйте эмоции (разочарование, стыд). Не подавляйте их, но и не утопайте в них. Признайте: «Да, это неприятно, но я человек, и люди ошибаются. Что я могу сделать, чтобы позаботиться о себе сейчас?»

Эти методы помогают не просто заглушить страх, а изменить глубинное отношение к ошибкам, превращая их из барьеров в ступеньки для роста и инноваций.

  • Важность менторства: наставники играют огромную роль. Они помогают сотрудникам увидеть свой потенциал, преодолеть внутренние барьеры, осознать, что ошибки — это часть пути к успеху. Личный пример и поддержка более опытного человека могут стать тем самым «разрешающим родителем», который даст внутреннее разрешение на смелость.

Человеческая смелость, креативность и способность учиться на ошибках становятся не просто желательными качествами, а валютой успеха. Этот путь позволит стать не просто эффективным исполнителем, а настоящим инноватором, способным творить и развиваться, несмотря на неизбежные ошибки на этом пути. Ведь именно в них кроется самый ценный опыт.

Как создать безопасное пространство для роста

Руководитель не должен создавать впечатление идеальной машины, которая никогда не ошибается. Наоборот, именно он должен моделировать поведение: демонстрировать готовность к ошибкам и открыто говорить о неудачах как о точках роста.

Когда я, как руководитель, говорю своей команде или инвесторам: «Ребята, мы попробовали это, не сработало. Но мы получили бесценный опыт, который поможет нам двигаться дальше», — это снимает колоссальное напряжение. Это повод для анализа, а не для «расстрела».

Внедряйте в команде практики, которые нормализуют ошибки. Это должен быть «разбор полетов» без поиска виноватых, когда фокус на причинах и решениях, а не на личности. Например, «дни неудач», где коллеги делятся своими провальными проектами или идеями. Это действительно помогает снять стигму, так как сотрудники видят, что их коллеги тоже совершают ошибки.

Также отлично работают мероприятия в формате хакатона (когда команды собираются вместе для интенсивной работы над новой идеей или решением конкретной задачи), где эксперименты поощряются, а не осуждаются.

Источник: Страх ошибки мешает расти. Как его преодолеть

Автор: Дана Янсон, основатель онлайн-платформы профессиональной психотерапии proEgo, психоаналитик

Найдите свое

Мы в сети ТГ- канал
«Обучение в Абсолюте»